Поэма А. Твардовского в Театре сатиры

После В. Маяковского и всех удивительных открытий 20-х годов в области сатирической комедиографии наступила, как мы помним, длительная пауза. Сатира ушла с общественной арены, появлялась очень редко. Хотя сатирические пьесы и создавались, но часто они не доходили до зрителей.

Но вот появилась поэма-сказка выдающегося русского поэта Александра Твардовского «Теркин на том свете», и опять, как во времена Маяковского, заиграло эпиграмматическое слово поэта, возрождающего в современной советской поэзии традиции Маяковского.

Снова пьеса в стихах, чарующая удалью фантазии и сочным юмором, меткой сатирой, народным весельем, снова эпиграммы и шутки, пародийные и сатирические сцепки, пронизанные оптимизмом автора, ощущением бессмертия того великого дела, за которое так неистово сражался на фронте Василий Теркин.

Поэму-сказку «Теркин па том свете», ставшую на сцене Театра сатиры сатирической комедией, можно смело назвать советской и национальной классикой. Она сыграла большую роль в развитии сатирической драматургии и поэзии. В этой поэме автор в формах народного представления, используя эпиграмматический прием и традиции театра Петрушки, как и Маяковский в «Мистерии-буфф», рисует фантастическую картину загробного мира. Вспомним, как Маяковский проводил своих нечистых через лабиринты ада и рая. Теперь, в поэме Твардовского, путешествует «по тому свету» смекалистый солдат Василий Теркин, знающий цену жизни и смерти, добра и зла. Он-то, герой войны и задушевный друг Твардовского, и есть положительное, освещенное мудростью народа начало в поэме-сказке. Его глазами, через его сердце и ум осмысливаются события того и нашего света.

Вспомним: скоморохи - поэты и забавники - сочиняли раешники и прибаутки. Поэты в России были первыми сатириками. Пушкин поднял жанр эпиграммы на великую художественную высоту.

Маяковский написал первую поэтическую сказку-фантазию «Мистерию-буфф» и миф соединил с площадным балаганом.