Поиски и находки

16 августа 1966 года я в третий и уже в последний раз был на спектакле Театра сатиры. Прием у публики был грандиозный. Избавившись от начального волнения, артисты играли с восхитительной веселой свободой. По окончании на сцену полетели десятки букетов, и Папанов бросал цветы обратно восторженному, наэлектризованному залу. Это было не просто театральное, по и общественное событие.

Вообще, как я теперь понимаю, оглядываясь на те хорошие, но и мучительно трудные для нас годы, постановка «Теркина на том свете» была, пожалуй, последним крупным счастливым событием в жизни Александра Трифоновича.

Стоит уточнить: спектакль «Теркин на том свете» к концу сезона сняли с репертуара, запретили и не позволяли его возобновлять в Театре сатиры и ставить в других театрах страны.

Это грустно, но правда, и ее следует сказать. А ведь Твардовский своим «Теркиным на том свете» не только утверждал и закреплял сатирический стиль, но и вызвал к жизни в середине 60-х годов прилив новых произведений, обогативших обличительную драматургию. В течение буквально двух-трех лет появились комедии: «Римская комедия» («Дион») Л. Зорина, триптих и комедия «Охота на мамоптов» К. Саи, трагикомедия «Любовь, джаз и черт» И. Грушаса, а несколько позже - трагикомедии К. Крапивы и А. Макаенка, комедии узбекского драматурга А. Каххара, «Опаснее врага» Д. Аля и Л. Ракова, «Утиная охота» А. Вампилова.

Этому валету сатирической комедиографии дал мощный толчок «Теркин на том свете», открывавший новую волну в формах театральной сатиры. Поэма-сказка Твардовского наметила и осуществила новый подход к постройке конфликта и сюжета, такой, когда реальное перемежается с фантастическим, живое - с мертвым, обличение - с поэзией утверждения.

Поиски и находки в национальных комедиографиях

Одним из замечательных завоеваний последних трех десятилетий является возмужание сатирической драматургии союзных республик. Прошли времена, когда тон в комедиографии задавали только сатирики Российской Федерации. Теперь интереснейшие, а порою и лучшие произведения комедийного жанра создаются в драматургии национальных республик.