Поиски 20-х годов

Хочется отметить из этой цитаты то место, где II. Дмитриева пишет о распространенности комического абсурда как в жизни, так и в сатирической драматургии, о «некоем альянсе с абсурдом»,- это, на мой взгляд, точно сказано и лишь укрепляет нашу позицию. У нас на протяжении десятилетий «абсурд» являлся почти запрещенным словом, отвергались и не принимались абсурдные приемы в комедиографии. А между тем Маяковский считал «абсурдный гиперболизм» основным методом сатирического. Если посмотреть на опыт советской сатирической драматургии, то ее лучшие произведения написаны с использованием абсурдного комизма:   «Клоп»  и  «Ваня»  Маяковского,  «Мандат» Эрдмана, «Зойкина квартира» и «Бег» Булгакова, «Дракон» Шварца, «Гнездо глухаря» Розова и другие.

Конфликты в комедиях с трудом типизируются. Тут нет выверенных общих правил. У каждого автора в зависимости от замысла складывается своя «конфликтная» структура. У Маяковского - одна, у Булгакова - другая, у Эрдмана - третья и т. д. Важно, чтобы комическая конфликтность, избранная автором, обнажала во всей полноте правду обстоятельств и характеров и определенно выявляла, кто есть кто.

Наша сатирическая комедиография - это огромная «география» поисков форм и структур в пределах комического. От «Мистерии-буфф» В. Маяковского и «Работяги Словотекова» М. Горького берет свое начало советская драматическая сатира. Она сразу же врывается в общественную жизнь, ищет и изображает характеры-типы, подмеченные в современной жизни. Потом разными комедиографами, в различных формах (Н. Эрдман, Б. Ромашов, М. Булгаков, М. Кулиш, П. Какабадзе) сатирическая комедия поднимается на высокую ступень художественного мастерства.

Маяковский завершает поиски 20-х годов шедеврами мирового класса - «Клопом» и «Баней».

Неравномерно, в противоречиях, преодолевая схемы, гонения, непонимание жанра, советская комедия вновь оживает.