Подобные факты

Но нет еще пьесы. Существует сценарий-набросок будущей феерической комедии. «Сценар-ность», природа кинематографического языка пригодились Маяковскому: создавая пьесу «Клоп» (сценарий значился в плане кинофабрики, но фильм «Позабудь про камин» поставлен не был), поэт шел по материалу вторично, отшлифовывая общую ситуацию и образы, переделывая сценарий в пьесу. Появилось совершенно новое произведение - комедия «Клоп», однако лаконичный язык титров и реплик для фильма научил Маяковского еще тщательнее отрабатывать словесный материал, «приобщать» его к природе театра.

Сложнее установить связи сатирических образов «Бани» с жизнью, хотя тип бюрократа начиная с «Прозаседавшихся» прочно прошел через все творчество Маяковского. Все же существуют факты, объясняющие возникновение Победоносикова как художественного типа. «Правда», например, писала о директоре конторы Севзапгосрыбтреста Степанове, который на вопрос, почему он участвовал в пьянке, отвечал: «Вполне авторитетно заявляю. Я был там по согласованию вопроса с ГПУ» . А «Комсомольская правда» сообщала о разложившемся орденоносце Губареве, который сказал: «Мы, коммунисты, сотрем все с лица земли и будем блаженствовать».

Подобные факты собирал в свою писательскую копилку Маяковский. «Баню» он вынашивал долго, а написал довольно быстро. Примечательно, что рабочие, выступающие на обсуждениях пьесы (после читки автора), обычно положительно оценивали комедию. Так, 30 октября 1929 года на обсуждении «Бани» в клубе Первой образцовой типографии рабочий Коротеев говорил: «Эта пьеса составлена для рабочих, особенно для нас, выдвиженцев. Она - как бы урок для нас. Вот послушают такую пьесу люди и, может быть, поучатся чему-нибудь... Тов. Маяковский дал бюрократов хорошо...»

На одном из обсуждений «Бани» выступила комсомолка Кольцова. Она сказала, что Победоносиков вовсе не из тех вредителей, которых судили на шахтинском процессе.