Пьеса "Владимир Маяковский"

От стихотворного цикла «Я» к первой пьесе Маяковского «Владимир Маяковский» - прямой предшественнице «Мистерии-буфф» - всего один шаг. Первая пьеса, несущая в себе весь груз наработанных поэтом приемов и средств выразительности,- первый виток драматургии Маяковского и через пять лет, в 1918 году, в качественно новых для него социальных условиях - второй виток, «Мистерия-буфф». Время, отделявшее трагедию от мистерии, одновременно сближало и разделяло эти два произведения. На новом, втором витке Маяковский уже на многое смотрел иными глазами, но, не будь трагедии, не было бы и комедии в мистериальной форме, запечатлевшей целую эпоху революции.

Трагедия «Владимир Маяковский» завершена поэтом летом 1913 года в Кунцеве. Получив разрешение цензуры, Маяковский стал искать сцену для постановки. Петербургский «Союз молодежи», близкий к футуристам, приобрел пьесу и снял для постановки театр «Луна-парк» (прежде театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской).

Спектакли, объявленные «как первые в мире постановки футуристов театра», прошли 2  и 4  декабря

1913 года. Режиссером был В. Маяковский, декораторами П. Филонов и И. Школьник. Роли исполняли любители, заглавную роль играл сам автор.

Пьеса «Владимир Маяковский» но своей стилистике условно-метафорическая, сатирико-гиперболическая. Да, в ней немало парадоксальных, символико-фантасти-ческих, абсурдных положений, художественных «отстранений». Думать, что это идет только от Хлебникова или только от символистов, несправедливо. Можно предположить, что на Маяковского в ту пору оказал влияние Л. Андреев с его «космическим пессимизмом», с его приемами стилизации, условности и аллегории - «Черные маски» (1907), «Царь Голод» (1908).

Можно заметить в пьесе «Владимир Маяковский» и блоковское влияние. Образы-символы, гротеск сатирический и гротеск трагический, бунтарский дух самого поэтического творения (по-блоковски - «хочу много ненавидеть, хочу быть жестче...») - вот что сближает Маяковского с Блоком.

© 2008-2019 bestcourses.ru