Пьеса "Три девушки в голубом"

Я имею в виду пьесы Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Смирнова. А. Галина, С. Злотникова и других авторов, в основном появившиеся на сцене в 80-х годах. Эти драматурги почти все уже со стажем, их пьесы идут по стране, привлекая всеобщее внимание. Я не берусь судить об этом как о каком-то направлении, но мне хочется отметить в пьесах молодых авторов тягу к совершенствованию сатирических форм, к новизне сюжета, языка, характеров.

Людмила Петрушевская - сложившийся писатель. Она пишет прозу, переводит, по ее сценарию поставлен поэтический фильм «Сказка сказок», участвует в литературных дискуссиях. Она давно проявила себя как талантливый драматург, необычный и самостоятельно мыслящий. Настоящее признание пришло к Петрушевской с комедией «Три девушки в голубом», напечатанной в альманахе «Современная драматургия» (1983, № 3). Марк Захаров поставил эту пьесу театрально, с прекрасными актерами и с приемами ретро. Появлялись женщины в белом, в платьях начала века, как знак идеала, скрипка, и под конец все девушки во главе с хозяйкой дачи Федоровной (Т. Пельтцер) образовывали оркестр, брали в руки инструменты и рассаживались в глубине сцены. Навстречу зрителям впереди шла с сыном Павликом Ирина, которую в театре играет И. Чурикова. Я об этом пишу, чтобы сказать о том, как М. Захаров, спасая спектакль, рассвечивал его бытовую жесткость, укрупнял поэтические планы. И это не помогло: два с лишним года готовый спектакль запрещали, он начал свою сценическую жизнь только в марте 1985 года. Ничего в нем не исправлялось и не дополнялось...

Пьеса «Три девушки в голубом» привязана к быту, ее действие в основном происходит на ветхой подмосковной даче, а еще - в Москве и Коктебеле. Некоторые критики, писавшие о Петрушевской, находят ее юмор мрачным, ситуации - чрезмерно обыкновенными и вчерашними. Пытаются представить дело так, будто бы Петрушевская опоздала со своими страдающими женщинами, жизнь которых не удалась. Это неверно. По своей структуре комедия Петрушевской напоминает чеховскую драму.

Кажется, что комедия течет как обычная драма повседневности. Но это ощущение внешнее: высокий комизм заключен внутри пьесы, здесь возникают казусы и абсурды, происшествия обыкновенной жизни, которая и проявляется как реальная среда обитания человека. Живут люди, преодолевая свои и чужие слабости, страдают и сострадают.