Пьеса Грушаса "Любовь, джаз и черт"

Когда хорошие парни во главе с Альгисом.- а они сопровождают все действие, создавая положительную атмосферу (образы Альгиса и его товарищей появились в позднем авторском варианте),- вырвали Бету у Лукаса, завязалась перебранка. Пришли Андрюс и Юлюс.

«Андрюс (Беатриче). Теперь с ними котуешь? Что, больше башлей посулили?.. Пожалуйста! Берите ее!.. Можете пользоваться...

Беатриче потрясена: ею торгуют. Свои же ребята, в которых она хотела верить, считают ее продажной. Снова она теряет ощущение реального, она как во сне, в ее душе, в ее сознании возникают голоса...

Грушас пишет финальную сатирическую сцену, достойную традиций сухово-кобылинского мастерства. Обозленные непутевые лабухи из джаза - Андрюс, Юлюс и Лукас - пьют горькую и проклинают Бету («она крутит, а мы остаемся с носом»). Вдруг отчаянному пошляку Андрюсу приходит идиотская мысль: «Ну и что?.. Превратиться на часок в скота?» Эта темная мысль постепенно овладевает сознанием трех собутыльников, вызывает в них сумасшедшую истерию. Они буквально бесятся, играя страшный балаган в лихорадочных разрывных ритмах. Лукас бутылкой разбивает окно, на улицу летит все, что попадает в руки потерявшим разум юнцам. Начинается гроза...

Беатриче пришла проститься. А безумцы продолжают играть свой истерический маскарад: «Святейшая!», «Хочешь быть королевой?» Бета садится за рояль, поет, на ее голову надевают картонную корону, набрасывают бумажный плащ. Кто же первый снимет с королевы корону? Только теперь Беатриче поняла, что происходит. Лукас кричит: «Беги! Беги!» Она бросилась в разбитое окно с пятого этажа...

Пьеса Грушаса «Любовь, джаз и черт» поднимает и решает серьезные социальные проблемы, характерные для своего времени, она обличает и клеймит нравы «чертовых детей» и их отцов, заставляет о многом задуматься и многое вспомнить. Это непростое и философское произведение, в котором нет категорических итогов. При всей своей драматической остроте пьеса оптимистична, в ней ясно ощущаешь мысль о торжестве светлого и прекрасного, олицетворением которого и является юная Беатриче.