Пьеса "Бег"

Причем, и это надо иметь в виду при оценке «Бега», трагедия этого человека происходит в обстановке панического бегства белых от громады, величавой и неумолимой, от армии Фрунзе и красной конницы. Бегут все - белые войска, разгромленные на Юге, а потом иод Перекопом, в Крыму, бегут министры, сановники, графы, бежит старая, поверженная революцией Россия; это бег обреченных, потерявших Родину, бег отчаянных, бег хапуг и стяжателей, прихвативших народное добро, бег растерявшихся, озлобленных, униженных, глубоко несчастных. В конечном счете бег тараканов, расползавшихся от Константинополя и до Парижа (недаром же тараканы обретают метафорическое значение и в воспоминаниях Хлудова, и в «тараканьих бегах» Артура).

В атмосфере всеобщего бега белых трагедия Хлудова воспринимается как трагедия в комедии, в самой истории белого движения, это - комедия о гибели буржуазно-помещичьего строя, сметенного революцией.

Пьеса «Бег» тогдашним Главреперткомом была запрещена. В резолюции, принятой ГРК от 9 мая 1923 года, автору приписывалось восхваление руководителей белого движения, указывалось, что «он поднял эмигрантов на высшую ступень интеллектуального превосходства, Чарнота почти легендарен, чрезвычайно благороден» и т.д.

Такая оценка пьесы была несправедливой и бездоказательной. Это тогда хорошо понимали М. Горький и Вл. И. Немирович-Данченко. На заседании художественного совета МХАТ 9 октября 1928 года они выступили в защиту булгаковского «Бега». М. Горький говорил:

«Из тех объяснений, которые дал режиссер Судаков, видно, что на него излишне подействовала «оглушительная» резолюции Главрепсрткома. Чарнота - это комическая роль, а что касается Хлудова, то он больной человек. Повешенный вестовой был только последней каплей, переполнившей чашу...

© 2008-2019 bestcourses.ru