Памфлет "Плохая квартира"

В квартире на видном месте висит портрет прусского вояки - кайзеровские усы, грудь колесом. Это полковник, муж Мамаши. И он вдруг «заговорил». В самый критический момент, когда Стрелок распоясался и облапил Жену, а Мамаша «гарнизонным голосом» подает команды: «Встать! К ноге! Смирно!» - Стрелок вскочил, подтянулся и замер. Очухался и промолвил: «Что это было? Я слышал голос моего полковника...» Так ожил полковник.

У Славкина в этой пьесе много неожиданностей, «переломных» приемов. В этом бедламе вдруг все замолкает, и Муж пронзительно тихо говорит о тишине. О деревьях, которые растут без шума, о ребенке, лежащем во чреве матери тихо-тихо... В такие мгновения рождается большое искусство. И оно потрясает.

Стрелок - это образ, звучащий как предупреждение, как сигнал опасности. Это хищник и убийца с черным, фашистским прошлым. Он держит людей в страхе. Предупреждает: люди ходят в тир, чтобы посмотреть, «как вы тут выживаете». Он философствует, доказывая преимущества культа силы и мускулов, его профессия - убивать. Говорит о себе: «Я - везунок». Голова у него плоская. Кирпич упал и продержался у него па голове целый день. Он снял его с головы утром, бросил в окно и прикончил им «какого-то хлюпика насмерть». Фашист и убийца этот Стрелок.

Памфлет «Плохая квартира» - явление художественное, в нем жизненное и уродливое поданы остроса-тирически.

Славкин теперь автор многих пьес, среди них такие, как «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо»; они поставлены талантливым режиссером Анатолием Васильевым: «Взрослая дочь» - на сцене Московского театра им. Станиславского, «Серсо» - на малой сцене Театра на Таганке. Оба спектакля имели большой успех у зрителей.

Семен Злотников - один из способных молодых драматургов, пришедших в нашу литературу накануне 80-х годов. Пьесы его оригинальны по своей структуре и содержанию. Как правило, жанр их определить трудно: вроде бы это трагикомедия или фарс, а может, тонкая лирическая драма, но это те составные, которые в каждом конкретном случае определяются жанровой доминантой.