Откровенный разговор

Откровенный разговор о наших нуждах, о теневых сторонах и правде во всех сферах нашей жизни вызвал в театральном искусстве произведения, которые, на мой взгляд, определят будущее развитие театральной сатиры. Это прежде всего спектакли «Серебряная свадьба» А. Мишарина, поставленная Олегом Ефремовым в Художественном театре, и «Диктатура совести» М. Шатрова, идущая в постановке Марка Захарова в Театре имени Ленинского комсомола. Оба спектакля по своему жанру не принадлежат к комедии. Но в них есть гражданский и политический заряд, есть смелая и бескомпромиссная критика того, о чем у нас долго умалчивалось или же говорилось вполголоса и робко: о потребительском отношении к жизни, о надменных вельможах, оторвавшихся от народной жизни, о комчванстве и о воинствующем мещанстве.

Сатирическое мироощущение особенно остро живет в спектакле «Диктатура совести» Михаила Шатрова.

Михаил Шатров на протяжении многих лет настойчиво строит политический театр, в котором публицистика и исторический документ занимают ведущее положение. Его драмы, разрушая традиционные ситуации, часто обходят бытовые детали, проникнуты движением непредсказуемой мысли, остротой социальных проблем. «Диктатура совести» в этом смысле характерна для шатровской драматургии. Это - политическая драма, в которой сюжет составляют суд, диспут, размышления («Споры и размышления 1986 года»,- читаем мы в программке, выпущенной к спектаклю). Конфликты, возникающие по ходу действия, захватывают нас своей неустрашимой злободневностью.

Шатров воскрешает традиции «Мистерии-буфф» - он, как и Маяковский, говорит о современности политически остро, ничего не утаивая, и в форме необычной - «Все заново» - «всемирный суд», начавшийся с октября 1917 года. Табличками обозначается: «Новый мир» - с одной стороны, «Старый мир» - с другой. И форма-то взята из времен Маяковского - «Суд над Лениным». Только здесь историю и сегодняшний мир от имени революции и Ленина судят молодые люди, артисты Театра имени Ленинского комсомола.

© 2008-2019 bestcourses.ru