Острие сатиры

Острие сатиры в этой пьесе направлено на всеобщую реакцию, которая была вызвана сообщением по радио об открытии путей к бессмертию. Всем захотелось быть бессмертными, жить бесконечно и не знать смерти. Великий соблазн охватил не только людей корыстных, недобрых и злых, привыкших «пробиваться» в лучшие, но он коснулся и жены Добрыяна, и его помощницы по лаборатории Наташи. Всех околдовал, смутил, поверг в невыразимую суету Мафусаил - обыкновенная белая крыса, прожившая «четыре крысиных века», теперь названная по имени библейского долгожителя. Она-то и стала источником всех злоключений: абсурдов, фарсовых и балаганных сцен, каламбуров и серьезнейшей драмы.

В комедии Крапива воспроизводит типы мещан и морально нечистоплотных людей, рвущихся в бессмертие: завбазой Коровин пришел с рекомендацией очень влиятельного Антона Федоровича и оскорбился, что его не поняли; шофер-левак Шустик, выгнанный с работы, воспользовавшись суматохой, тоже хочет прыгнуть в бессмертные; «бизнесмен по случаю» Васюк торгует лошадиной мочой («Кому мочу для анализов. Свеженькая»): при отборе требуют медицинские анализы; пенсионер Доживалов выдает себя за генерала, только бы получить долголетие; бывший одноклассник Добрыяна, теперь уже преуспевающий Скоросней требует, чтобы его записали в бессмертные без всякой очереди и без прочих формальностей: он привык повелевать, брать свое, но пе «в общем порядке».

Весело смеется К. Крапива, бичуя современное сытое мещанство.

В начале 70-х годов в сатирической комедиографии лидировал Андрей Макаенок, выступивший с четырьмя комедиями, которые появились одна за другой. Активный взлет писателя начался пьесой «Затюканный апостол» (1970), затем появились «Трибунал» (1971), «Таблетку под язык» (1972) и «Святая простота» (1976). О Макаенке и о его последних комедиях много писали, я посвятил творчеству драматурга немало страниц в книге «Судьбы жанров», поэтому не буду повторяться. Скажу только, что Макаенок талантливый комедиограф, внезапно ушедший из жизни.