Одновременно трагический и сатирический образ

После парада действующих лиц фантасмагория резко и неожиданно переходит в реальность: утро того же дня, мальчик, принесший венок Зилову, собирается уходить. Зилов кричит: «Витька! Куда ты?.. Прощай!»

Трагизм ситуации нарастает. Зилов решил застрелиться. Написал записку, приспосабливается, как бы ловчее пальцем ноги спустить курок. А сзади притаились вошедшие бесшумно Саяпин и Кузаков. Они-то и спасают Зилова от самоубийства. Читают записку: «В моей смерти прошу никого не винить»...

Зилов серьезно намерен застрелиться, раздает все, что ему дорого: квартиру - Саянину, лодку - Диме. «Все берите... Вы рады моей смерти. Рады!» С заряженным ружьем он бегает за друзьями, гонит их вон.

А когда остается один, наступают страшные минуты. Зилов падает на тахту. Мучается. Не подходит на телефонные звонки. Потом поднялся. Вампилов дает такую ремарку: «Плачет он или смеется, понять невозможно...»

А может быть, Зилов и смеялся?

Дождь кончился, синее небо, в комнату врываются лучи солнца. Он собирается на охоту...

Сложный, противоречивый, одновременно трагический и сатирический - таким мне представляется образ Зилова. Он развернут автором в диалектике, в конфликтной сшибке с обывательской средой и с самим собой. Критики, которые видят в Зилове только отрицательного человека, подвизавшегося в кафе «Незабудка», пристрастившегося к выпивке, сильно ошибаются. Авторская боль все время сопровождает Зилова. Он не смог сохранить Галину, не понял ее цельной натуры, не оценил ее преданности и любви. От него ушла Вера, не такая уж глупая женщина, все понимающая про себя и про «аликов». И, наконец, он теряет чистую и искренне поверившую ему Ирину.