Обработка материала

Открылась возможность серьезнее почистить советское «нутро».

Если раньше скромная карикатура на редактора какой-нибудь РОСТА вызывала сетование «сановника» на «подрывание основ», то теперь мы видим (напр., в карикатуре «Крокодила» по поводу празднования дня реализации урожая) целую «пляску Наркомов».

Это первое условие - возможность смеха. Но этого мало. Необходимо «профессиональное» поднятие квалификации сатирика».

Маяковский считал, что «каждую тему можно обработать сатирически. Есть, правда, темы, которые напрашиваются на смех, напр.: соглашатель, эмигрант, саботажник. Эти темы вызовут улыбку даже при минимальной обработке. Но при таковой - «смешное» быстро истирается, тема становится надоевшей.

Необходима и обработка материала.

Обработка материала, по Маяковскому,- это умение одним словом или строкой в реплике или же в стихотворной форме выявить неожиданное, смешное. Тому нравилось, как, например, в частушке прозвучало слово «наскипидаренный» по отношению к Юденичу, бегущему от Петрограда. Его веселили строчки Демьяна Бедного

Посмотрите, Наркомюст. Наркомюст, Что за ножки, что бюст. Да.

Иначе говоря, Маяковский хотел, чтобы обработка материала для сатиры шла с использованием алогизмов, фразеологизмов, каламбуров, подменой понятий и т. д. Поэт настаивал, что «смех - в обработке, что обработка эта имеет свои законы, что, следовательно, сатирик не рождается, а учится своему делу, сознательно выработанные приемы дают непроизвольный смех».

Думается, что Маяковский ошибается, когда утверждает, что сатириком не рождаются. Ясно: как и каждое творчество, сатира требует постоянной натренированности, профессионального умения. Но сколько было у нас сатириков, рожденных без таланта, они и проживали в искусстве ремесленниками. Сатириком нужно родиться. С душою и талантом. Ведь сам Маяковский тому блестящий пример.