Обновленная "Мистерия" - "зрелище необычайнейшее"

 А между тем «Мистерия-буфф» являлась произведением оригинальным. Ведь ни русская классика, ни мировая комедиография, по существу, ничего подобного не знали. Кто-то в ту пору сравнил «Мистерию-буфф» Маяковского с «Божественной комедией» Данте, состоящей, как известно, из трех основных частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В этом сравнении есть «рациональное зерно»: Данте, философ и мыслитель итальянского Возрождения, завершал своей «Божественной комедией» целую эпоху человеческой культуры, а Маяковский в «Мистерии-буфф» открывал новую и молодую социалистическую эру, поэтически, с насмешливой улыбкой соединял высокое, революционное с низменным и смешным, мешающим рабочим найти и обосновать землю обетованную. Получалась не имеющая аналогов комедия новой структуры.

Это понимали тогда немногие. Среди них был и Вс. Мейерхольд, всегда остро чувствовавший пульс времени.

Теперь, пришедший к руководству Театром РСФСР-Первый, Мейерхольд взял курс на спектакли новой идейной направленности и нового сценического метода.

Он решил поставить два спектакля: первым - «Зори» Э. Верхарпа, вторым - «Мистерию-буфф» В. Маяковского, завершавшего работу над второй редакцией.

7 ноября 1920 года состоялась премьера «Зорь» (перевод Г. Чулкова, композиция текста В. Мейерхольда и В. Бебутова, художник В. Дмитриев), в которой постановщик постарался сценически воплотить принципы «левого фронта» театрального искусства. А спустя примерно месяц после премьеры «Зорь» Маяковский прочел труппе Театра РСФСР-Первый сильно переделанную «Мистерию-буфф». А в январе месяце начались репетиции. Тогда и встал вопрос: «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?» Этому были серьезные причины.

Нашлись влиятельные лица, которым не понравилась «Мистерия». Она не совпадала с их литературными вкусами и житейским опытом.

© 2008-2019 bestcourses.ru