Новое и интересное решение

Зная его много лет, я могу сказать, что Товстоногов никогда не тиражировал своих работ, если обращался к одной и той же пьесе (а такое бывало чрезвычайно редко), каждый раз находил для себя и актеров новое и интересное решение. Товстоногов не любит повторяться. В 1985 году он снова ставит эту комедию, на сей раз в своем родном театре. Значит, было что-то в ней скрытое и сокровенное, что влекло к себе режиссера.

Все в этом спектакле дышит новизной и яркостью импровизации. Товстоногов как бы вдохнул в один спектакль все, что знал о тайнах русской классики. Горечь и злость, невозможность быть честным в этом кошмарном мире паразитического слабоумия клеветников и лицемеров, готовых все купить, продать и предать, чтобы только выбиться и выставить свою персону на видное место. Среди них Глумов - целеустремленный, деятельный и жестокий - читается как социальный тип, сформировавшийся в пореформенной России. В нем обнажается психология, страсть и образ мышления не просто одного вот такого изворотливого и по-своему выдающегося подлеца, а целого явления - глумовщины.

Сказать, что В. Ивченко играет откровенного злодея - это еще ничего не сказать. Нет, не так-то прост Егор Дмитрия Глумов. Он умел и напорист, у него накопился свой жизненный опыт в департаментах и редакциях. Перо у него лихое и дерзкое; может тронуть, высмеять и задеть за живое. Более всего в Ивченко хлестаковщины, есть кое-что и от ума и гордости Чацкого, только давно потерявшего честь и веру в людей. Если вглядеться в ивченковского Глумова, то это скорее всего молодой человек с чердака, тронутый достоевщиной и вкусивший сладость и безумие Тарелкина.

В спектакле сразу же задается взвинченный и неудержимый ритм. Па чердаке, где-то под самой крышей, живет Глумов с мамашей, настырной и предприимчивой особой. На своей верхотуре, в каморке, Глумов с поспешностью перебирает деловые бумаги. Он собран и напряжен. Готовится осуществить дерзкий замысел.

© 2008-2019 bestcourses.ru