Невский проспект

В этом, видимо, и заключается один из принципов абсурда: вроде и нет причины, «все повисает в воздухе», безмотивность хоронится, уходит из обычного ряда в глубину, в обстоятельства. Так получается у Хлестакова («у меня все вдруг» - вранье, отъезд, любовные утехи).

Находясь в Италии (1836-1842), Гоголь серьезно пересмотрел и переработал «Ревизора», его исправления и дополнения, как пишет Слонимский, «планомерно усиливают комический эффект абсурда». На эту основу комизма Гоголя исследователь обращает особое внимание. И здесь он открывает черты методики и техники гоголевского творчества. Приемы комического абсурда пронизывают повести и комедии писателя; в «Мертвых душах», петербургских повестях, в пьесах «Женитьба» и «Ревизор» они определяют соотношение реплик в диалоге, становятся решающим моментом в сюжетных ходах. Суматоха, сумятица и бессмыслица анекдота и казуса, понятые в своей всеобщности как явления всей России,- вот обычный посыл к абсурдным ситуациям и положениям Гоголя. Смешивается все - правда и неправда, реальное и фантастическое, вероятное и невероятное; разрушаются логические и причинные связи явлений. «...Ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, беи толку смешал вместе» («Невский проспект»).

Все кажется абсурдным. Но в том и заключается великий реализм Гоголя: все, что он изображает приемами алогизма, в то же время было жизненно и удивительно типично для России. Тут-то и заключается потрясающая новизна гоголевского трагикомического метода: реальное, бытовое открывается в подробностях казусных, анекдотических и абсурдных. Чего только не бывает в жизни! И лошади голубой или розовой масти, и Поприщин вдруг объявляет себя испанским королем, и унтер-офицерская вдова сама себя высекла. И столичный бездельник, проигравшийся в карты, объявляется ревизором, и все со страху в это поверили, когда узнали, что в трактире он деньги не платит и имеет подорожную в Саратов! «Что же он, по-вашему, такое?» - спрашивает городничий у почтмейстера, уже прочитавшего письмо к Тряпичкину. «Ни сё ни то; черт знает что такое». А Земляника с тоскою произносит: «Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал».

© 2008-2019 bestcourses.ru