Написанное от руки объявление

Стояла толпа у входа. Все пришедшие на спектакль читали написанное от руки объявление, гласившее, что спектакль отменяется и что театр днем уехал в город Псков. По каким же причинам не состоялся спектакль? Почему столь неожиданно, в два-три часа собрался театр и прекратил свои гастроли, не показав объявленного на 17 мая спектакля «Баня», нам тогда выяснить не удалось.

Так я не смог посмотреть псковский спектакль «Баня».

Видимо, в Комитете по делам искусств находились критики и влиятельные работники, которым не очень-то нравилась сатирическая драматургия Маяковского. Они не хотели ее возрождать. Я хорошо помню, как один из известных и заслуженных товарищей на одном из заседаний клялся в своей любви к Маяковскому-поэту и доказывал... что сатира Маяковского осталась в своем и далеком для нас времени...

Но разве он, этот товарищ, был одинок? Н. В. Петров в своей книге «Встречи с драматургами» вспоминает, с какими препятствиями ему, как одному из постановщиков «Вани» в Театре сатиры, пришлось встретиться в том же 1953 году. Интерес к Маяковскому «насторожил некоторых товарищей, не любящих Маяковского,- писал Петров.- А они ведь есть и по сие время. Я хорошо помню по острому заседанию редакционного совета Всероссийского театрального общества, на котором обсуждалась книга Б. Ростоцкого «Маяковский и театр», и по той острой обстановке внутри Театра сатиры, которая сложилась накануне выпуска спектакля «Баня». Помню случай, как один из руководящих работников Театра сатиры после просмотра спектакля «Баня» заявил, что это «полный художественный провал и огромная политическая ошибка» .

Победили истинные энтузиасты Маяковского.

Одержало победу время.

«Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф» в Театре сатиры

И вот настал долгожданный день: 5 декабря 1953 года в Театре сатиры состоялась премьера комедии «Баня» Маяковского. Этот факт в нашей театральной жизни знаменательный, имеющий огромное значение для дальнейшего развития сатирического искусства.