Накопление опыта

К концу 50-х годов намечается оживление и в комедиографии. Процесс, начавшийся со взлета, не затухает и продолжается. Правда, сатирических комедий по-прежнему мало, но, очевидно, справедлива истина: не в одиночку, а рядом, вместе с другими формами комического появляется и театральная сатира. Она выходит из опыта всего искусства и прежде всего из многообразного опыта всей комедиографии, из того, в каком положении в обществе находятся юмор и сатира.

Рядом с облегченными комедиями выходят пьесы, укрепившие позиции сатиры в драматургии, продолжающие традиции Маяковского. Если 50-е годы начинались в сатирической комедии почти с нуля, то к концу 50-х годов сатирическая комедиография, значительно окрепшая, пополнилась комедиями, написанными в различных стилевых манерах, это - «Добряки» Л. Зорина, «Памятник себе...» С. Михалкова и комедия Назыма Хикмета «А был ли Иван Иванович?».

Эти комедии - новая ступень в овладении сатирическими жанрами в комедиографии 50-х годов.

Леонид Зорин начинал в драматургии с комедий «Молодость» (1949) и «Откровенный разговор» (1953). Затем была полоса огорчений, связанная с пьесой «Гости», которую несправедливо раскритиковали, продолжавшаяся до 1957 года, когда и были написаны «Добряки», ставшие вехой в писательской судьбе Л. Зорина.

Некоторые критики, оценивая «Добряков», называли пьесу водевилем. Это несправедливо, хотя автор и пользуется водевильным приемом; например, в завязке, в том анекдоте, который так блистательно «расшифровывает» Зорин: Кабачков, ушлый и безграмотный паренек, не имеющий даже среднего образования, одурачивает умников, мужей науки из провинциального института античной культуры. Написав диссертацию - по форме и но существу галиматью,- Кабачков хочет ее защитить на ученом совете.