Национальный колорит

 Национальный колорит, язык и образные средства служили художникам способом выражения большого идейного содержания: в лучших комедиях авторы из национальных республик поднимались до общечеловеческого, интернационального осмысления явлений и событий современной жизни.

Я не берусь судить о всей многонациональной сатирической драматургии 20-х годов. Эту задачу смогут во всей полноте выполнить специальные исследования. Мне хочется лишь отметить некоторые свойства пьес национальных регионов, характерные для сатирической комедии того времени.

В национальных республиках появились комедии.

Написанные на высоком художественном уровне,- это «Здешние» (1924) Янки Купалы и «Карьера товарища Брызгалнна» (1925) Евгения Мировича в Белоруссии: «Так погиб Гуска» (1925) и «Народный Малахий» (1929) Миколы Кулиша на Украине; «Кваркваре Тута-бери» Поликарпа Какабадзе (1929) в Грузии; «Американец» (1924) и «Без ветрил» (1926) Карима Тинчури-на в Татарии.

Конечно, этими пьесами не ограничивается круг комедий, написанных в 20-е годы в национальных республиках СССР. Наверное, можно назвать и другие. Я избираю для анализа всего лишь три сатирические комедии из наследия национальных республик: «Так погиб Гуска» и «Народный Малахий» М. Кулиша и «Кваркваре Тутабери» Какабадзе, ибо считаю их но мастерству и яркости народных типов наиболее примечательными в советской драматургии. Они встают в один ряд с комедиями Маяковского, Булгакова, Эрдмана в Леонова.

Комедии М. Кулиша вписываются в контекст поисков, которые происходили в русской комедиографии и дали настоящие образцы. Естественно, Кулиш как украинский писатель, прекрасно знавший жизнь Советской Украины, активнейший строитель новой жизни, всем сердцем ненавидел накипь мещанства и стяжательства, современных ему обывателей. В одном из писем той норы он писал: «Лагерь мещанский, прогнивший, противный, ой, как тебя ненавижу я!» В его сатире отразились эта ненависть и гнев, переходящие в боль и печаль.