На сцене БДТ

Драматических актеров Товстоногов заставил петь и играть комическую, со сложными планами, сатирическую, с элементами народного балагана оперу. Имел ли он для этого основания? Думаю, что имел, и не только потому, что продолжал развивать методологию синтезирования драматического действия с музыкой, которую отработал в «Хануме», «Мачехе» и особенно в «Истории лошади». Он ведь не подражал модным мюзиклам, а искал своего решения, вел свой поиск. Шел, как и в «Истории лошади», за автором, сохраняя основной и главный потенциал «Смерти Тарелкина». Сухово-Кобылин своими размышлениями давал опору Товстоногову, когда писал в «Примечании»: «Пиеса по своему шутливому характеру должна играться живо, весело, громко - avec entrain (с увлечением.- франц.) .

Очевидно, следуя этому совету автора, в БДТ оперу-фарс играют со звоном, задиристо и весело. Только играют отнюдь не шутливую комедию, какая уж шутка, если речь идет о спектакле, повествующем о социальном пороке всего общества - о психологии произвола, царящего в самодержавной России. Где же автор увидел эти страшные и часто трагикомические истории? Сухово-Кобылин отвечал: «Нигде!!! и - везде... Как аукнется, так и откликнется» .

Да, артисты БДТ запели. Ясно же, что не как в Большом театре,- запели в народном, площадном карнавале. «Оперность» сохраняется в стихах и остротах, но по-прежнему Товстоногов в полной мере следует своему режиссерскому правилу - не сглаживать «оперностью» и не обеднять сатиру, сохранять характеры, не окарикатуривая их. Режиссер выстраивает спектакль так, что, оставаясь в рамках оперы-фарса талантливого композитора Колксра, он вырывается из узких рамок этого жанра. Опера оперой, но Товстоногов, мыслитель и философ,- он тут, как и в «Истории лошади», размышляет о вечных вопросах, стремится к тому, чтобы актеры создавали характеры-тины. Вот где, по-моему, и заложен секрет успеха этого спектакля. Поэтому, если и говорить об истинном жанре, то стоит сказать так: опера-фарс А. Колкера, попав в руки режиссера и его актеров, внутри наполнялась огромным политическим и социальным содержанием и перерастала в сатирическую трагикомедию.

© 2008-2019 bestcourses.ru