Муза пламенной сатиры

А, тернист и горек был труд музы пламенной сатиры в прошлые да и в недавние годы.

Теперь наступило благодатное для сатиры время. Я радуюсь, что дожил до него, что могу теперь сказать о невзгодах сатирического искусства то, о чем не имел возможности говорить на протяжении тридцати лет.

Наступила пора гласности и революционных перемен. Сатира пробуждается ото сна, оживает, ей теперь открыта дорога...

Сегодня я читаю умную и по-утреннему свежую сатирическую комедию Михаила Рощина «Седьмой подвиг Геракла», читаю ее в первом номере журнала «Театр» за 1987 год. Мне хочется рассказать о рощинской пьесе: ее выход имеет принципиальное значение для судеб сатирической драматургии.

Двадцать три года тому назад, в 1963 году, когда мы жили надеждами XX съезда партии, двадцатидевятилетний М. Рощин, тогда сотрудник журнала «Новый мир», написал пьесу «Седьмой подвиг Геракла», комедию для тех лет «взрывную» и необычную, очень театральную. Ню заинтересовались многие театры. Главный режиссер Московского театра имени Станиславского Б. Львов-Анохин решил ее ставить. Роли разошлись прекрасно: Геракл - К. Урбанский, Авгий - Е. Леонов, на роль Аты дали заявку почти все молодые актрисы театра. Но спектакль не состоялся. «Геракл» пришелся не ко времени. Ото была комедия остросатирическая и смелая, намекающая на некоторые серьезные социальные неустроенности.

М. Рощин как сатирический драматург сложился, как мы видим, давно. Позже после «Геракла» он написал несколько острообличительных пьес на современные темы и с каждой из них немало натерпелся страданий и бед. Семь лет с неистовым упорством пробивал Олег Ефремов «Старый Новый год». Комедия Рощина «Ремонт» тоже нелегко пробивалась на сцену. Ее поставил Театр сатиры, и это был один из лучших спектаклей труппы. Но «Ремонт» шел всего два сезона - его сняли. Рощинская комедия «Калоши счастья», принятая и поставленная Театром имени Моссовета, не была показана зрителям.

Уверен, что все драматурги - старшие и молодые в равной мере,- выступавшие с серьезными и острыми сатирическими комедиями, оказывались в таком же драматическом положении.