Мраморное кресло

Она состоит в том, что Почесухин, управляющий городскими предприятиями коммунального обслуживания (в его служебную орбиту входят баня, кладбище, парикмахерская, дома быта), путем махинаций с заведующим кладбищем Вечеринкиным приобрел при жизни своей надгробие - мраморное кресло, установленное на гранитной плите. Памятник, ставший для него «символом» (так любил выражаться Кирилл Спиридонович о своем сокровище) его неудержимой самовлюбленности. «Да, это мой памятник! Мой! Собственный!» - убеждает он обалдевшего паренька, заставшего на кладбище Почесухина восседающим на мраморной глыбе. Он сидел гордо, словно князь Долгорукий на своем боевом коне: Почесухин обеспечил себе бессмертие.

Его не смущает, что памятник принадлежал умершему давненько купцу первой гильдии Кондратию Саввичу Почесухи ну, известному до революции торговцу мебелью (поэтому и кресло - «символ» - «почесухин-ское» в кабинете у управляющего и на постаменте). Вечеринкин убедил Почесухина, что памятник «бесхозный», так сказать, «ничейный», за гроши его списали, стерли упоминание о купце первой гильдии. Вышло все в ажуре, при жизни памятник из мрамора готов. Радуйся, Почесухин!

Перед нами сатирическая комедия с анекдотом, доведенным до фантасмагории (в фантасмагории всегда гротеск является основным средством выразительности).

Что же такое самое понятие «фантасмагория»? Обычно фантасмагорией называют крайне преувеличенные формы фантазии, «причудливые картины, рисующиеся человеку в его болезненно-расстроенном воображении» .

В фантасмагории стираются грани реального и фантастического, на первый план выступают неожиданные причуды, абсурдные действия, вызывающие боль, отчаяние, тревогу. В пьесах классиков (А. Сухово-Кобылин, А. Чехов, Л. Андреев, А. Блок) элементы фантасмагории привносят в судьбы персонажей и в ситуации трагизм смешного, потрясения от неустроенности мира, от «всеобщего хаоса».

© 2008-2019 bestcourses.ru