Молодой драматург Александр Козловский

Странному человеку скучно, и он куражится над окружающими, над слабыми людьми и даже неодушевленными предметами: требует, чтобы фонарь не горел, у статуи гандболистки он пытается отнять мяч, потом выдирает его. «Все же нельзя быть зверем»,- говорит ему Анна. Не случайно в конце пьесы Странный человек оказывается в клетке с обезьянами. «Тут надо еще разобраться, кто есть кто. Странный человек сидит задумчиво, как роденовский «Мыслитель». Долго сидит. Не спорят. Не воюют. Вероятно, размышляют: как дальше жить?»

Вот такой ремаркой закапчивает С. Злотников пьесу. А в предисловии автор отметил, что ему «важно было подчеркнуть уважение к созданиям живой природы».

В практику входят новые сатирические жанры: комедии в формах фольклорного балагана, пародийного праздника с фантастическими планами, пьесы и спектакли-мюзиклы, и, наконец, в 80-х годах на сцену пришел политический памфлет-шоу. Все это необычайно свежо, поисково, в этих формах, на новой основе осмысливаются традиции сатирической комедиографии 20-х годов - М. Булгакова, М. Кулиша, И. Какабадзе.

Многое повторяется. Не как забытое старое, а как освеженное духом современности новое, обогащающее традиции.

Молодой драматург Александр Козловский входит в драматургию с комедией «Эффект Редькина», написанной в духе народного фольклорного балагана. Она воскрешает давно забытый жанр народной комедии с его фантастикой и изобретательностью. Драматург наполняет жанр современной проблематикой, подсмотренными в жизни конфликтами, ситуациями и типами.

Новизна комедийного конфликта выявляется сразу же, в завязке. Паренек, окончивший ПТУ № 8, Иван Редькин, полный энтузиазма и задора, сделал, как он сам считает, большое открытие. В масштабе всей страны, да такое, о котором сегодня ежедневно напоминают газеты и радио: он задумал проторить ближайшую дорогу к изобилию, ко всеобщему счастью. Как же? А очень просто. Представьте, говорит он, «если каждый на своем месте станет работать не за деньги, а за совесть, если каждый винтик - в дело, каждое зернышко - в закрома, если не пить да до полудня не перекуривать, если каждую минуту с пользой, если все разом...». Тогда и придет изобилие.

Редькину не везет с открытием. Его не хотят признать ни бриз, ни директор, ни руководитель городского масштаба Павел Константинович.