Мнения о спектакле

Так, когда Присыпкин произносит четверостишие, начинающееся словами: «Я, Зоя Ванна, люблю другую», то ведь Маяковский тут не скрывает своего поэтического голоса и того, что до сих пор и в дальнейшем и Присыпкин, и Баян разговаривают только прозой. Стихи в их речи - слово поэта, и слово ироническое, эпиграмматическое, поданное в форме отчуждения, как зонги Вортольта Брехта. Думается, что зопги открывал как раз Маяковский.

Личное, поэтическое постоянно живет в драматургических шедеврах Маяковского - в «Клоне» и «Бане», завершивших развитие советской комедиографии 20-х годов.

Темные тучи над сатирой сгущались. Мейерхольду и Маяковскому приходилось с большим трудом пробивать и отстаивать эти две пьесы. Рапповская критика в штыки приняла и «Клопа», и «Баню», особенно «Баню». «Клоп» проходил более или менее удачно. Его не запрещали. Спектакль «Клоп», поставленный на сцене ГОСТИМа Вс. Мейерхольдом, шел три года. Игорь Ильинский с блеском играл Приеыпкина-Скрипкина. Премьера состоялась 13 февраля 1929 года .

Мнения о спектакле и пьесе разделились. В мае 1929 года Маяковский о «Клопе» не без грусти говорил: «Моя пьеса уже поставлена, и ее уже отругали. Если бы я подобрал статьи, взаимно друг друга исключающие, то оказалось бы, что ничего нет» 2.

Судьба «Вани», по-моему, самой лучшей пьесы Маяковского, сложилась сразу же драматически. «29 ноября 1929 года «Ваня», еще не увидев света рампы,- пишет исследователь театра Маяковского Ю. Смирнов-Несвиц-кий,- была «задержана» в Главрсперткоме, там она пролежала до 9 февраля 1930 года. 20 декабря Главре-пертком уже обсуждал «Баню», при этом художественный совет выразил поддержку автору. Однако председатель Главреперткома К. Д. Гандурин потребовал от автора поправок по всем линиям сатиры, начиная от исправления фамилии Оптимистенко, в которой он усматривал проявление «великодержавного шовинизма», кончая требованием убрать ремарку о том, что Победоносиков находится в зале.

© 2008-2019 bestcourses.ru