Минко и Макаенка

50-е годы ознаменовались активностью многонациональной комедиографии. Этот процесс начался с «Калиновой рощи» Л. Корнейчука и со «Свадьбы с приданым» Н. Дьяконова, которые прошли в театрах своих республик, были поставлены на сценах театров РСФСР и других национальных республик Советского Союза.

Теперь этот опыт национальных драматургии был продолжен и развит сатирическими комедиями В. Минко и Л. Макаенка, закрепивших преемственные связи советского и русского театра с традициями и опытом крупнейших национальных комедиографии - украинской и белорусской. После М. Кулиша, И. Кочерги, А. Корнейчука, талантливейших драматургов-сатириков, появилось на Украине новое имя комедиографа - Василя Минко, автора сатиры «Не называя фамилий». В сатирическую литературу Белоруссии, продолжая традиции Янки Купалы и Кондрата Крапивы, пришел молодой Андрей Макаенок с комедией «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени»).

В нашей многонациональной драматургии в новых условиях развивался процесс взаимообогащения культур и национальных традиций.

Что же было самое характерное в этом процессе? Во-первых, общность целей и задач в сатире: обличалось негодное и омертвевшее не только в быту (это было всегда в русской, украинской и белорусской комедиографии), но и, самое главное, в области морали и нравственности советских людей. В пьесах Минко и Макаенка обличались нравы, привычки и действия, приобретенные в условиях социалистической жизни: зазнайство, стремление устроить свою карьеру за счет государства, обмануть его в интересах собственной выгоды. Эти качества в комедии Минко бывший каменщик, герой гражданской войны Карпо Карпович приобрел па государственной работе. Став заместителем министра, он за-вельможничал, начал выдавать себя за лицо «республиканской номенклатуры». А в пьесе Макаенка районный руководитель Степан Калиберов, задумавший «прогреметь» и прославиться на хлебозаготовках, изо всех сил жмет на колхозы, поощряет ложь и очковтирательство.