Мастера сатирической комедии

Терентьев легко прошагал мимо нас, улыбнулся и скрылся».

Театр Гоголя был великой школой мастерства для литературы и сатирического искусства 20-х годов. Не будь его, картина была бы другая: могло не быть ни Эрдмана, ни Булгакова, ни Л. Леонова, выступивших со зрелыми сатирическими комедиями в середине 20-х годов и позже. Это был театр живой и разный, он звал к дерзаниям, к нетерпимости к стереотипам, к поделкам «под Гоголя», он учил смело лепить сатирические типы, брать их из жизни, пользоваться различными красками и приемами комического и сатиры.

Только пройдя эту школу, Маяковскому стало под силу написать ставшие советской классикой комедии «Клоп» и «Баня».

Под влиянием гоголевского театра рождалась и всходила на сцену новая молодая советская сатирическая драматургия.

После «Мистерии-буфф» В. Маяковского произошли крутые перемены в стране, в искусстве, в советской драматургии. «Будничная драма,- писал А. Луначарский в 1922 году,- отжила... теперь необходимы либо взлеты в области самого высокого героизма, либо самый безудержный смех...»

Этот диагноз наркома просвещения оправдался. Через три-четыре года утвердилась в советском театре высокая героика, появились пьесы, определившие рождение нового, доселе неизвестного жанра - народно-героической драмы: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева: появились «Дни Турбиных» М. Булгакова - глубочайшая психологическая драма, близкая к трагедии.

А что касается «самого безудержного смеха», то он пришел в драматургию в форме окончательно сформировавшегося жанра - сатирической комедии. Этот жанр накапливал силы, пробивался к жизни упорно и настойчиво, подбадриваемый правофланговым советской комедиографии - Маяковским. Сатирическая комедия из периферии, из дальних эшелонов переместилась на передние планы в середине 20-х годов и вышла в лидерствующие жанры.

© 2008-2019 bestcourses.ru