Маяковский в Москве

Всякий может ошибаться, всякий может аплодировать или шикать, сидя в кресле театра, будучи публикой, но из того, что у него на лбу надета та или другая кокарда, совершенно не следует, что его личные вкусы приобрели внезапно необыкновенную чистоту и ясность.

Надо уметь отделить в себе государственного человека, у которого не может быть никакого литературного вкуса как у такового, от своих личных привязанностей» .

Маяковский в Москве дружил с большим кругом поэтов, писателей, режиссеров, художников, артистов. У него был близкий друг - неповторимый клоун цирка, выдающийся артист своего времени Виталий Лазаренко. Они часто встречались, Маяковский написал для него цирковую пьесу-ревю «Чемпионат всемирной классовой борьбы», озорную цирковую сатирическую комедию, которую в 1920 году разыграли на арене Второго московского госцирка.

Лазаренко играл роль арбитра - дядю Ваню. Он лихо декламировал агитмонолог, начинавшийся словами: «А вот, а вот, народ, подходи, слушай, народ. Смотрите все, кто падки, Лазаренко в роли дяди Вани любого борца положит на лопатки, конечно, ежели он на диване». Потом он объявлял парад-алле, и первым выходил представитель Антанты - Ллойд-Джордж, который сначала пана на РСФСР науськивал, а затем - Врангеля. За ним шел Америки чемпион - Вильсон, «Ничего боец, да очень уж несимпатичен».

Не трудно догадаться, что эта цирковая пьеса написана в стиле народного райка-балагана, что она давала возможность актерам импровизировать. Вместе с тем она оставалась но своему жанру сатирической, как и все, что написал Маяковский в 1920 году.

Рассмотрев сатирические пьесы Маяковского, написанные им в 1920 году, когда он работал над второй редакцией своей «Мистерии», можно сделать такой вывод: все эти три года поэт-драматург совершенствовал свой сатирический метод, пробовал, экспериментировал, отбирал для главной пьесы - «Мистерии-буфф».