Литературный ералаш

В то время Булгаков принес в МХАТ драму «Дни Турбиных», Олеша - очаровательную сказку «Три толстяка», а две комедии Катаева шли одновременно на двух сценах Художественного театра - «Растратчики» и «Квадратура круга». Рядом с такой сатирой жила и сатира иных тенденций, ищущая контактов с новой жизнью.

В 1922 году в Москве вышла книга «Шуточные пьесы» Вл. Соловьева, обратившая на себя внимание многих литераторов, особенно тех, кто интересовался природой комического. Поэт-символист, философ В. С. Соловьев писал сатирические стихи в духе козьма-ирутковских традиций, которые у нас мало изучены. А между тем писатели А. К. Толстой и его двоюродные братья А. М. и В. М. Жемчужниковы, объединенные «литературной физиономией» - Козьма Прутков, оставили в наследство России сатирические стихи, басни, пародии, афоризмы и комедии, составляющие огромнейшее богатство революционно-демократической сатирической культуры.

Козьма Прутков впервые появился в «Литературном ералаше» - юмористическом приложении «Современника» - в 1854 году с «Досугами Козьмы Пруткова». В «Современнике» печатались основные вещи этого коронованного сатирика на протяжении 50 - 60-х годов прошлого столетии.

И вот совершенно неожиданно выходят в 1922 году «Шуточные пьесы» Вл. Соловьева, до той поры не издававшиеся отдельной книгой. Это парадоксальные, пародийно-абсурдные вещи, написанные талантливой рукой поэта. С одной стороны, они представляют из себя автонародии («Белая лилия» ), а с другой - существуют как небольшие комедии театра абсурда. Написаны они во второй половине 70-х годов XIX века; в них ощущается сильное влияние не только Козьмы Пруткова, но и русских водевилистов прошлого столетия, а может быть, и пародий и стихотворных эпиграмм А. С. Пушкина.

© 2008-2019 bestcourses.ru