Крупные кинематографические планы

Крупные кинематографические планы, свободный и раскованный монтаж пятнадцати эпизодов, каждый из которых имел свое смысловое и афористическое название,- вот структурные принципы, вошедшие в композицию спектакля. Они-то и расцвечивали сатиру новыми красками.

Фантастический реализм, так близкий методологии гоголевского комизма, стал основной опорой сатирического мироосмысления Мейерхольда. Он пользовался гротеском и «грубым физиологическим комизмом», когда строил решающие сцены комедии - «Вранье», «Лобзай меня», «Благословение», «Торжество как торжество»,- подчеркивая «плотоядно-чревоугодное миросозерцание этой толстозадой Руси» (Луначарский). Жрать до икоты и рвоты, напиваться до одурения и желать неистово вожделения, забивать голову тем, как «на немецкий манер квасить капусту», или смачно, подражая  французскому, произносить  «капюста»,  мучить людей, обирать подчиненных чем попало (деньгами, мануфактурой, вином, головами сахара) и командовать, запарывать вдову и лезть, лезть вое выше по общественной лестнице, и опять-таки для того, чтобы вкуснее и больше жрать,- это, по словам Луначарского, «крепкий каркас миросозерцания» всего российского общества, так блистательно в гротескно-гиперболической форме высмеянный в спектакле ТИМа.

Своеобразным ответом на мейерхольдовского «Ревизора» следует расценить и спектакль «Ревизор», поставленный И.Терентьевым на сцене Ленинградского Дома печати в 1927 году. Мы мало знаем об этом спектакле, отзывы о нем в печати противоречивы, большинство из них - отрицательные.

Между тем Игорь Герасимович Терентьев - личность незаурядная и талантливая. Он поэт, сторонник Лефа, его хорошо знали и любили Н.Маяковский и С.Третьяков. Он выпустил два сборника стихов, с 1921 года вел театральную работу в Красной Армии (на Кавказе), поставил в 1923 году праздничный агитспек-такль «Снегурочка», прошедший 131 раз. Первым в стране Терентьсв инсценировал книгу Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир», показал спектакль в Красном театре в Ленинграде.