Красноармеец самодеятельного театра Красной Армии Эраст Гарин

Стало быть, во второй редакции Человек приходит из будущего времени, видавший «тридцатый и сороковой век», и зовет он пролетариев не в небесное царствие, а в земное, реальное, зовет в дорогу, в коммуну. Существенно по сравнению с первой редакцией меняются акценты: будущее, какое бы далекое оно ни было, остается царством земным и доступным. Характернейшая особенность драматургии Маяковского - сатире и комическому противопоставлять в конфликте пьесы не просто положительное, а положительно-фантастическое, идеальному - реальное и земное - предстала теперь в «Мистерии» с наглядной убедительностью. Фантастическое, сказочное и одновременно земное - эти два поэтических измерения идут рядом - это одна из новых черт структуры сатирической комедии Маяковского.

Подводя итог наших анализов второй редакции «Мистерии», мы можем сделать такой вывод: целостность структуры этой пьесы рождается из единства следующих элементов - эпических (рассказ о путешествии нечистых), сатирических (образы Соглашателя, Дамы, ад, рай, разруха, чистые), положительных реальных и земных (нечистые), положительно-фантастических (Человек будущего, вещи, особенно пароход, паровоз, машины), поэтических (разнообразие речевых, повествовательных, публицистических стихотворных ритмов) .

В конце апреля, когда шли последние репетиции, угроза запрета снова нависла над спектаклем «Мистерия-буфф». Кто-то назвал «Мистерию» балаганом, который непозволительно ставить в торжественный праздник 1 Мая. Кому-то не по душе было, что в пьесе высмеивают МХТ. И, наконец, нашлись влиятельные лица, возражавшие против антирелигиозного содержания «Мистерии». В 1931 году В. Мейерхольд вспоминал: «Спектакль «Мистерия-буфф» был уже готов, когда вдруг нам сообщили, что он снимается. Почему? Привели совершенно дурацкий мотив, который заставил меня и Маяковского звонить в Кремль и поднять на ноги членов нашего правительства, чтобы прикончить это безобразие.

© 2008-2019 bestcourses.ru