Комические характеры

Самое интересное в пьесе - это комические характеры; все они выдержаны в жанре, самобытны и естественны. Ваня Редькин - это удивительно сочно выписанный тип молодого изобретателя и мыслителя из рабочей среды. Он искренне верит, что надо достичь изобилия, и верит, как можно его добиться: «Открытие мое про то, как будущего достичь». И не его беда, что лучшие идеи изобретателя не осуществляются. Ведь Редькин в финале для начальства оказался только «живым экспонатом» музея, созданного в городе. И тогда Редькин не сдался: он строит своеобразную машину времени, редькинский «рог изобилия», из которого посыпались те дефициты, за которыми директор посылал Редькина в Караганду...

Автор пишет комедию, и поэтому основной мотив его пьесы - сатирический. И тут возникает галерея блистательно выписанных автором сатирических характеров. Это - Несун, хищник, который сознается: «Я натренированный, каждый день несу». Несет краденое, вырванное у государства. Он не может не брать. Такова его психология несуна. Он - несун опытный, со стажем. Работал на мебельной фабрике - обставил свою квартиру краденой мебелью. Подался в типографию, когда мода на книги пошла,- натаскал две тысячи томов, и «все в переплете». А теперь дачу строит. Поступил на скобяную фабрику - ежедневно носит по ящику: гвозди, шурупы и прочие скобяные товары. Несун - это страшный тип нашей жизни. Хищник увертливый, хитрый, знающий, как и когда унести, где найти лаз наиболее удобный.

Другой образ - директор Крикун, вечно командует. Любимая его присказка состоит из такого сложного словосочетания: «Коловорот-твою-двадцать-пять-на-во-семь». Редактор многотиражки - чинуша, ничего не делающий без соответствующего указания. Вудет «установка» на изобилие - он поддержит изобилие. А пока открытие Редькина - «волюнтаризм». Отлично выписан Всехватский - прохиндей, состоящий всюду и везде «членом», он добивается, когда прослышал об «эффекте Редькина», только одного: чтобы это был «эффект Всехватского - Редькина».

В пьесе есть карнавальные сцены, возникающие в мечтах и фантазии Редькина; например, свадьба. На нее приходят: Директор, обещающий квартиру, если Редькин привезет швеллер из Караганды; заграничные гости - Японец и Эмигрант; прибывает также «Сюрприз из Дюссельдорфа» («звезда тамошнего стриптиза»). Здесь балаган достигает своего апогея и изобретательности.