Комическая сущность бездуховных мещан

А дружка Зилова, Саяпина, - автор представляет так: Он «одного возраста с Зиловым, но уже лысеет и полноват. Вид у него весьма простодушный. Он любит посмеяться. Часто смеется некстати, иногда, даже себе во вред, не может удержаться от смеха». Заметим, что в обеих характеристиках драматург подмечает смешные, комические черты, которые контрастно, особенно у Официанта, противоречат его деловой уверенности. А это уже наметки сатирических характеров.

Из ремарок видно, что автор не спешит разоблачать своих сатирических персонажей, хотя и подчеркивает их комические и противоречивые свойства. Это - чисто вампиловская манера «замаскировать» поступки действующих лиц, увести во внутренние планы их оценки.

Комическая сущность бездуховных мещан проявляется в языке, в словарном потоке, в построении диалога и реплик и т. п. Тут-то и выявляется настоящая нравственная цена этих персонажей. В третьем действии уже многое узнавший о своих друзьях Зилов ядовито, с иронией и с явной неприязнью представляет в кафе «Незабудка» свою компанию (это важно нам подчеркнуть, анализируя сатирический план «Утиной охоты») впервые их видевшей Ирине: «Знакомься. Это вот - Вадим Андреич... Мой шеф. Руководитель, стало быть. Большой либерал (церемонными жестами представляет своих друзей). Саяпин... Тоже крупный деятель... Его боевая подруга. Дальше... Кузаков. Жених, как я только что выяснил... (О Вере). А это... ты сама видишь. Тоже, оказывается, невеста...»

Здесь все идет на вторых планах. Каждое слово «большой либерал», «крупный деятель») говорится с издевкой. Кузаков, отбивший у Зилова Веру (Зилов ее познакомил с Кушаком, надеялся, что она благосклонно отнесется к нему, но Вера от него убежала и теперь нашла друга в Кузакове), обиделся, услышав, что он «жених», обозлилась и Вера, представленная как «невеста». Конечно же, они все шокированы, подавлены, а Зилов говорит, что все «рады», все «довольны». Назревает скандал.