Комедия жизни

Из всех русских классиков комедии Гоголя заняли на сцене революционных театров лидерство.

Настоящим событием в освоении гоголевского наследия стал спектакль «Ревизор» Художественного театра, поставленный К.С.Станиславским в 1921 году.

Станиславский выстроил превосходный актерский ансамбль, состоящий из корифеев МХТ: роли в нем исполняли И.Москвин, М.Лилина, Л.Леонидов, В.Гри-бунин. Но, конечно, духовным двигателем спектакля был Михаил Чехов, обладавший какой-то тайной перевоплощения.

В своем режиссерском плане Станиславский не отходил от Гоголя. Он видел в комедии заштатный уездный городок, типичный для самодержавной России, убеждал актеров, что надо играть анекдот с нешуточным содержанием, ибо у этого анекдота - «всероссийская прописка». В Художественном театре пьесу сыграли во всех подробностях, с необычайной для комедии тонкостью в разработке характеров.

Вышла комедия жизни.

В Хлестакове Михаила Чехова засверкали самые разные человеческие штрихи, слабости и пороки. Вместе с тем нет-нет да промелькнет в нем боль человеческая или же печаль, а в бледно задумчивом лице клоуна вдруг вспыхнет какая-то неистовая человеческая удаль. И тогда ему все нипочем, все возможно, как в сцене вранья или же в сценах «любовных романов», проходивших в безумно бурном, почти нечеловеческом темпе.

«Ревизор» в Художественном театре вызвал волну восторгов, споров и дискуссий. На спектакль ходили писатели, драматурги, зрители разных слоев, от рабочего до наркома. У него не так много было поклонников и доброжелателей. Новизна трактовки и потрясающее по своему таланту исполнение Чеховым роли Хлестакова вызывали резко противоречивые суждения.