Комедия "Мандат"

Комедия «Мандат» реалистическая. Ее образы подаются автором острым гротеском в рамках сгущенного быта, в яркой психологической окраске. Пьеса написана озорно и остроумно, необычайно сочным языком. В основу ее действия положены три анекдотические истории, искусно переплетающиеся. Все персонажи стремятся к тому, чтобы «выжить» любой ценой, занять «положение», выделиться чем-нибудь, с их точки зрения, значительным, а по обратной логике комического -нелепым и невероятным.

Анекдот первый, Павел Гулячкин, его мамаша и сестра, ничего не делал, «доедая папенькины штаны», хотят выбиться в люди - завести родственников среди коммунистов и с их помощью выбраться в люди. Для этого им крайне нужен мандат, который бы засвидетельствовал особо важную личность, имеющую «вес»,- Павла Гулячкина.

Анекдот второй. Избывших дворян Сметаничи выдают своего балбеса Валериана за Варвару Гулячкину с условием, чтобы в качестве «приданого» иметь Гулячкина как «собственного коммуниста» и через него проворачивать свои дела: если надо поручиться, он поручится, если надо похлопотать, он похлопочет, если надо будет сапоги почистить, он почистит...

Анекдот третий. Одна дама, муж которой сказал, что, если бы революцию сделали через сто лет, он бы ее принял, прячет платье «бывшей императрицы» в доме Гулячкиных. в большом сундуке.

Постепенно, и в этом состоит один из структурных принципов комедии «Мандат», эти три анекдота «раскручиваются», дополняя друг друга, и перед нами возникает комедия, развивающаяся в вихре фантастических неурядиц, за которыми и обнаруживается жизненное содержание, сатирическое по своей обличительной сути. Все, что утверждали в потугах персонажи, оказывается сплошной липой и бессмыслицей. Мандат, который произвел столь оглушительное впечатление на всех благушинцев. написал сам Павел Гулячкин. Это не мандат, а фальшивая бумаженция. Коммунисты-родственники тоже липовые, это просто-напросто дворовые музыканты.