Комедия "Клоп"

 «Клоп»  и «Баня» - эти необыкновенно условные и   зрелищные  театральные   пьесы - реалистические. В их ситуациях и образах через «увеличивающее стек ло» воплощены факты жизни, которые приходили Маяковскому из стихотворной, газетной и кинематографической практики, из наблюдений в поездках по стране.

Комедия «Клоп» родилась из многих источников: из сатирических мини-пьесок и сатирических стихов Маяковского, затрагивающих темы критического изображения мещанства; таких стихотворений у поэта много, начиная со знаменитого «О дряни» и кончая стихотворением «Маруся отравилась», напечатанном в «Комсомольской правде» в 1927 году, в котором говорится о монтере Ване: «Он был монтером Ваней, но... в духе парижан, себе присвоил званье «электротехник Жан».

Маяковскому понравился этот монтер Ваня. В киносценарии «Позабудь про камин», написанном в 1927 - 1928 годах, фактически дана автором подробная схема будущей комедии «Клоп». Герой в сценарии, опять же монтер Ванька, заказывает визитку - «Электротехник Жан». Его любит «простенькая комсомолочка», но Жан - Ванька присмотрел на Луначарской улице дочку парикмахеров, он с нею встречается, млеет, говорит: «Позвольте мне белую ручку к красному сердцу прижать!» Эта «смазливая девица» в огромных сережках становится невестой Жана. Играется красная свадьба, где мы узнаем многие детали из «Клопа» (шаферы, главбух), реплики. Здесь есть и пожар, возникший из «мирногорящего камина». Жених Ваня с гитарой валится в яму какого-то погреба. Есть и «размороженный» - все тот же Жан-Иван, найденный замерзшим «25 лет назад». Проснувшись, он произносит: «Видно, здорово я вчера назюзюкался!» Есть и клоп, тихо отдаляющийся от Ванькиного пиджака, и он, хватаясь за гитару, поет: «Не уходи, побудь со мною!» Есть и зоопарк, и в клетке «нэпманус натуралис» - Ванька - демонстрирует глотание булок.

Есть и комсомолочка, и толпа зрителей, взирающая на экспонат нечеловека, который «по уши ушел в блоха-стое старье».