Комедия Какабадзе "Кваркваре Тутабери"

Р. Стуруа разгадал одну тайну этой памфлетной комедии: он понял, что по стилистике, по манере письма и по тематике пьеса П. Какабадзе близка эпическому театру К. Брехта. Вспомним, скажем, «Кавказский меловой круг» и сравним его с эпическими масштабами комедии о Кваркваре (турецко-русская война, революция в Грузии, перемещение людей, солдаты, бродяги, бандиты, Временное правительство меньшевиков. Советская власть), и мы поймем, что тут есть что-то объединяющее Брехта и Какабадзе. Но самое главное -их объединяет образ политического пройдохи и авантюриста. Какабадзе прозорливо угадал существо фашизма в 1929 году, в канун прихода гитлеровцев к власти, он вывел образ человека, с невозмутимой наглостью рвущегося к власти, попирая все права и дозволенные нормы. Позже у Брехта появится пьеса о Гитлере - «Карьера Артуро Уи», отрывок из которой Роберт Стуруа и ввел в спектакль «Кваркваре Тутабери», соединив эти две фигуры. Гитлера Р. Чхиквадзе сыграл в той же тоиальности, в той же маске, как он играл и Кваркваре, подчеркнув тем самым общую нравственную и социальную природу обоих образов, их историческую обреченность и их комическое несоответствие разуму и опыту человечества.

Так ожила в нашем театре сатирическая комедия-памфлет Поликарпа Какабадзе, написанная в далеком 1929 году.

К концу 20-х годов появились две сатирические комедии И. Маяковского, появились одна за другой, сработанные блестящим Мастером, поэтом и драматургом. «Я - драмщик и человек, знающий это дело»,- сказал он с гордостью в последнюю весну своей жизни. Маяковский почти двадцать лет занимался драматургической и театральной работой. С воодушевлением и с неугасимым талантом делал почти в каждой пьесе «все заново» в сюжете, в обработке словесного материала, в структуре, в подаче образов-типов. Его пьесы - «Мистерия-буфф», а затем «Клон» и «Баня» - несли огромнейший «планетный» заряд революционных идей и проблем; их громкость и широта, отражая современную жизнь в «увеличивающем» стекле, в ее теневых сторонах, освещались перспективностью: его вещи по-маяковски устремлены в будущее, от них «веет свежий воздух из мира будущего».

© 2008-2019 bestcourses.ru