Комедия "Цитата"

Комедия «Цитата» богата речевыми находками, каламбурами, смешными словечками и словосочетаниями, афоризмами. Она вобрала в себя живую современную речь улиц, метро, парков, учреждений. В таких словечках и оборотах, как «Й - мое», «хмырь», «дебил», «ишь простак», «ты даешь», «ты этого дебила убила», слышится язык нашей повседневной жизни. В словосочетаниях «любишь внедрять», «моя промашка», «протеже», «гордо тих и тихо горд» узнаешь говорок учрежденческих сутолок. Комедию украшают афоризмы и каламбуры: «Я беду и разведу», «Запил бы, да принародно не модно», «Не из веселых кавалеров растут ряды функционеров», «Я на великом рубеже. Я сам. Не чей-то протеже» и т. д.

Удивительное все-таки чудо - театр. Когда я впервые прочитал пьесу Л. Зорина, она меня как-то не взволновала. Ну, думал я, хорошие стихи, ну твердая рука мастера, написавшего комедию «под Грибоедова» довольно лихо и современно. Но вот я увидел «Цитату» у моссоветовцев (режиссер-постановщик П. Хомский), и мои сомнения насчет пьесы улетучились. Она ожила, наполнилась страстями и мыслью. Я вместе со зрителями был вовлечен в водоворот стремительного действия, где каждая ударная реплика о протеже или про кавалеров, из которых растут ряды функционеров, сопровождалась ликованием и хохотом всего зрительного зала. Зрители стали участниками комического представления. Я тоже смеялся от души и радовался за исполнителей главных ролей, умных актеров - Л. Маркова (Балтазаров), Е. Стеблова (Молочников), Л. Шапошникову (Живцова), И. Муравьеву (Людмила) и А. Голобородько (Орлюк), подаривших нам мгновения того чудесного волшебства, которое и есть - Театр, с его поэзией, с его гражданским пафосом, с его сатирической иронией. И забывалось все, даже те просчеты, которые есть в пьесе (налет фельетонности в самой ситуации, явная нехватка психологизма в обработке характеров).

Поиски продолжаются...

В последнее десятилетие начала складываться молодая драматургия, принесшая в сатирические жанры много нового. Она поддержала лучшие традиции, которые сложились в советской комедиографии, но и решительно заявила о своем, часто свежем подходе к пониманию сатирического искусства...

В 80-х годах как-то сразу,- наверно, это назрело в самой жизни - вышли пьесы, выдвинувшие сатирические образы, до сей поры не встречавшиеся на сценах в столь крупном изображении: Андрей Буслай в «Пороге» А. Дударева и Гена Королев (Кинг) в пьесе «Смотрите, кто пришел»

© 2008-2019 bestcourses.ru