Комедии В. Шукшина и А. Вамнилова

В эти годы в комедиографию пришли многие талантливые писатели, среди них немало молодых, дебютировавших с пьесами в театрах в конце 70-х и в начале 80-х годов.

Снова заметным жанром стала сатирическая комедия, ее традиции, сложившиеся в 20-х годах, обновляются и совершенствуются. В этом значительная роль принадлежит двум писателям нового литературного поколения - Василию Шукшину и Александру Вамии-лову.

Проза Шукшина удивительно театральна. Он, наверное, самый театральный современный прозаик, его проза - диалогическая и «разговорная», построена так. что диалог, а не повествование является в ней основным стержневым началом. Поэтому не случайно, что почти все прозаические произведения Шукшина обрели свою вторую жизнь на сцене.

Па примере прозы Шукшина ясно проступает проблема нашего сегодняшнего дня - взаимосвязи литературы с театром и кино. Можно сказать, что первоначально в своих рассказах и повестях Шукшин выступает как кинодраматург - сценарист, писатель кинематографа, сделавший так много в этой сфере искусства. Поэтому его проза кинематографична, отсюда - умение художника мыслить и писать прозу диалогами, отсюда и скупость выразительных средств, их метафоричность. Есть основания сказать, что Шукшин в прозе кинематографичен и поэтому так театрален. В лице Шукшина в 70-х годах мы имели художника, сумевшего в своих прозаических произведениях соединить в синтезе художественную прозу, кинолитературу и театральную драматургию.

С 1973 года не сходил с афиши Театра имени Маяковского в Москве спектакль «Характеры». Тогда Андрей Гончаров одним из первых театральных режиссеров угадал в прозаике Шукшина-драматурга, отобрал его рассказы и соединил их в целостное действие: получился отличный спектакль, пользующийся успехом у зрителей. В Малом театре также есть свой театральный Шукшин - «Беседы при ясной луне».