Комедии узбекского драматурга

Интересно рассмотреть комедии узбекского драматурга Абдуллы Каххара. Прекрасный прозаик, стилист, он воплотил в своем творчество преемственные связи узбекской литературы с мировой и русской классикой, с национальным литературным наследием. Его называли «узбекский Чехов»: в прозе да и в драматургии Каххара есть что-то чеховское, я думаю, что юмор Антоши Чехонте близок мягкому и печально-«тихому» комизму А. Каххара.

Каххар написал три пьесы, известные русскому зрителю,- «Шелковое сюзане», «Больные зубы» и «Голос из гроба». Проблемы современности нашли наиболее полное художественное отражение в сатирической пьесе «Голос из гроба» (русский перевод К. Симонова).

В этой комедии драматург связывает в единое целое сатиру народного фарса с лирикой и драмой. Но не только в этом современность Каххара. Автор «Голоса из гроба» чувствует потребность своего присутствия в комедии, ему хочется найти откровенно исповедальный тон, который бы усиливал мировоззренческую позицию художника в этой гневной и злой сатире. Поэтому драматург и вводит в пьесу Представителя автора - действующее лицо, которое в начале и в конце комедии контактирует со зрителем, так сказать, напрямую, без посредничества персонажей. Делается все это ненавязчиво, легко, в остроумной форме.

«Предупреждаю,- говорит Представитель автора,- это будет не водевиль-шутка, какие уж тут шутки со взяточниками! И не какая-нибудь там нежная лирическая комедия, а, наоборот, самая что ни на есть грубая! Взяточники так насолили нам, что нежничать с ними не приходится».

Мне важно подчеркнуть, что автор мыслит форму своей комедии как «самую что ни на есть грубую». Поэтому жанр пьесы точно и ясно сформулирован Каххаром: «Фарс в трех действиях, семи картинах».

 Фарс - это так редко встречается в нашей литературе! Я много лет занимаюсь комедией, прочитал, наверное, сотни и почти совсем не встречал, чтобы автор отважился назвать свою пьесу «фарс». Эта форма комического в нашей современной комедиографии почти совсем исчезла (были близки к фарсу «Зойкина квартира» М. Булгакова, а также «Шулер» В. Шкваркина, некоторые ранние водевили В. Катаева, родственные фарсовой структуре).

© 2008-2019 bestcourses.ru