Классики марксизма-ленинизма

Сатира понималась классиками марксизма-ленинизма как грозное оружие народа в борьбе со всем, что отживает и обречено, но еще живет и цепляется за новое, передовое, постоянно нарождающееся в жизни. Смех такой сатиры должен карать гневно, неистово.

«Вез «гнева» писать о вредном - значит, скучно писать»,- указывал В. И. Ленин. И это положение Ленина весьма существенно для понимания сатирического жанра. Зло, все вредное и отсталое, встречающееся в жизни, не должно вызывать в душе сатирика снисхождение, назначение сатиры - срывать маски с подлецов и перестраховщиков, бюрократов и чинуш, очковтирателей и подхалимов.

Перед лицом исторического движения персонажи сатиры и комедии выглядят всегда смешными фигурами, потому что они отстаивают то, что противоречит истине, поступательному развитию жизни, мечте художника о прекрасном.

Ленин, как известно, любил искусство смешного. Он охотно смотрел выступления клоунов и эксцентриков. Горький вспоминает, как говорил Ленин об «эксцентризме» - особой форме театрального искусства: «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а - интересно!»

В самой общей форме это ленинское высказывание относится и к комическому, где часто проявляется «какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому». Нам потому и смешно, что комические персонажи чаще всего нарушают логику обычного, демонстрируют «неуклюжесть людской глупости, акробатическую хитрость», чтобы доказать свою правоту, что всегда комично.

Значительный вклад в теорию комедии и сатиры внес А. В. Луначарский.