Эпоха Великого поиска

Все тогда бредили Гоголем - все пишущие, играющие в театрах, в кино, читающие Маяковского, Хлебникова, Асеева, Булгакова, Л. Леонова, Пастернака. Именно Гоголь отвечал требованию «эпохи Великого поиска», новизне, критическому направлению мысли, остросатирическому восприятию «гримас нэпа». Поэтому вовсе не случайно молодое поколение литературоведов, начинавших тогда свою деятельность, посвящало свои книги творчеству Гоголя.

Профессионализация сатиры, о необходимости которой писал Маяковский, находила отражение в теоретических работах литературоведов и критиков, выступивших сразу же после Октября с книгами о технике комического у Гоголя. За каких-нибудь нять-шесть лет издано было несколько книг, посвященных поэтике, стилю и комизму Гоголя: в 1918 году вышла первая после революции книга Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель», в 1921 году выходит книга К). Н. Тынянова

«Достоевский и Гоголь (к теории пародии) », в 1923 году появилась книга Л. JI. Слонимского «Техника комического у Гоголя», и в 1924 году вышла из печати книга В. В. Гиппиуса «Гоголь» .

Каждая из этих работ - интереснейшее исследование, в каждой - свой стиль и почерк, своя концепция по тому или иному вопросу гоголевского творчества. Естественно, что не наша задача анализировать эти книги, я хочу их рассмотреть только с точки зрения того, как авторы этих книг судили о технике комизма и сатиры Гоголя, как их суждения соотносились с практикой сатирической комедиографии тех лет, когда сатира только складывалась в смелых поисках.

Теоретическая база была разработана серьезно, с выкладками, относящимися к проблеме сатирического мышления. Много тонких замечаний о стиле, методе, о структуре «Шинели» заключено в работе Б. Эйхенбаума. Гоголь глянул на нас молодым, задиристым Мастером, сотворившим блестящую метафору - образ шинели бедного чиновника Акакия Акакиевича. В грустной словесной маске связь этого двойственного семантического значения (Акакий Акакиевич) «закрепилась на звуке, стала звуковой, фонетической».