Эпиграммность ситуации

От имени этого Победоносикова Иван Иванович просит: «Сделайте нам красиво!» И режиссер делает Победоносикову «красиво», тут и возникает театр в театре, играется чистейшая пародия на «показушное» искусство: «Свободный мужской состав, притворитесь, что вы - «кто был ничем», и вообразите, что вы - «тот станет всем». Взбирайтесь на плечи друг друга, отражая рост социалистического соревнования». Или еще: «От дохновенная пантомима на тему - «Труд и капитал актеров напитал». Победоносиков доволен, такая вампука ему но душе: «Браво! Прекрасно!..»

Они двойники - Победоносиков из жизни и Победоносиков из пьесы. Вбежавший в театр Велосипедкин обращается к тому Победоносикову, который из жизни: «Я к вам, товарищ Победоносиков!» А тот: «Чего вы кричите? И кто это такой? Какой-то Победоносиков?!!» Завязывается остроумная сцена полнейшего абсурда: Велосипедкин требует одно, Победоносиков недоумевает, но говорит как раз то, что говорил бы Победоносиков - его двойник из пьесы. Тут очень трудно различить, где жизнь, а где пьеса, хотя режиссер и поправляет: «Товарищ Велосипедкин, умоляю вас, не устраивайте скандала! Он же ж не из пьесы. Он просто похож...»

Игра в двойники усилила абсурд до фантасмагории, убийственно разоблачила «победоносиковщину».

Третье действие настолько было опасным по сатирическому удару, что спектакль в Театре сатиры в 1953 году шел без этого действия: его разрешили только в последующих, более поздних постановках.

«Победоносиковщине» в «Бане» Маяковский противопоставил бригаду отличных парней - Чудакова, Ве-лосинедкина, рабочих Фоскина, Двойкина, Тройкина. Может быть, они и не в лучшем виде представляют героев 20-х годов, но я помню, например, как Андрей Миронов, тогда молодой актер, играл Велосипсдкина в спектакле «Баня» Театра сатиры. Это было открытие, взлет энергии, ума, изобретательности, и я подумал, что, может быть, и зря так уж оправдывался при жизни Маяковский, считая, что ему не удались положительные образы в «Клоне» и «Бане».

© 2008-2019 bestcourses.ru