Элементы народного театра

 Она тормошит его, умоляет: «Сережа, милый, что с тобой?» - а он не слышит. Хотя именно в этой картине он и признается самому себе: болен, голова болит. И уже окончательно растворился быт, когда начинается дуэль автора... с Иваном Ивановичем. Реальное пересекается фантастикой, но остается как база и основание для развития ситуации и характеров.

Элементы народного театра, балагана одинаково созвучны и пьесам Маяковского, и комедии Назыма Хикмета. Маяковский в 1929 году записал: «Меня сегодня в «Вечерней Москве» критиковали рабочие. Одни говорят: «Балаган», другой говорит: «Петрушка». Как раз я и хотел и балаган и петрушку».

А в 1952 году, за два года до написания комедии «А был ли Иван Иванович?», Назым Хикмет высказывает такие мысли о театре. «Театр - это народная радость, народный праздник,- говорит П. Хикмет.- Так было повсюду, возьмете ли вы греческий театр, итальянскую комедию дель арте, китайский театр или турецкий «Орта оюуиу». Под открытым небом, на площади народ смотрел, веселился и горевал, выражал свои мнения, свои чувства. Собственно говоря, таков был и театр Шекспира. Он тоже играл под открытым небом или в балагане, без антрактов...»

Здесь поражает не только сходство мыслей; но и совпадение в поисках, в сатирическом изображении. «Ба-лаганность», нарочитость средств преувеличения, тупая и опасная простота, с которой подавались обличаемые типы Маяковским и ХикметоМ, характеризуют именно тот метод, который отшлифовали великие сатирики прошлого - Гоголь и Сухово-Кобылии. Однако материал Хикмета был другой, потому и в иной тональности представал «балаган» Петрова - Ивана Ивановича. Теперь, в этом грубом театре, откровенно площадном и народ-пом, бичуется бюрократизм и тупость мысли.

Создавая сатирическую комедию «А был ли Иван Иванович?», Н. Хикмет синтезирует свой накопленный опыт в области драматургических форм.

© 2008-2019 bestcourses.ru