Эффект смешного

Ее объекты, вырванные из анекдотических и абсурдных происшествий и курьезов, предстают в пьесах обобщенными типами, несущими в своих желаниях и страстях опасные заблуждения и слабости.

Большую ценность представляют мысли и положения видного теоретика-фольклориста В. Я.  Проппа, изложенные им в книге «Проблемы комизма и смеха». Он выстраивает систему комического, подробно разбирает виды смеха, выделяя насмешливый смех как универсальный, проникающий во все формы комического. Признавая, что существует смех сатирический и смех несатирический, он вместе с тем утверждает, что «планомерное изучение комизма в произведениях сатирических и несатирических приводит к выводу, что приемы комического в обоих случаях совершенно одинаковы».

Да, приемы одинаковы, ибо пьесы, основанные на юморе, и пьесы сатирические в равной мере используют одни и те же средства выразительности и приемы (преувеличение, гротеск, литота, алогизм). Обе эти формы остаются в пределах жанра комедии, они - разновидности ее. Но они в то же время и разные, их отличает неодинаковая степень нагретости комизма. В несатирических комедиях господствует юмор, вызывающий преимущественно смех добрый, радостный, веселый («Лев Гурыч Синичкин», «Сослуживцы»), а в сатирической комедии смех обличительный и уничтожающий, доходящий до осмеяния всеобщего, вечного («Ревизор», «Клоп», «Баня»). «Эффект смешного» в сатире - сокрушительной силы.

Значит, разница существует, и довольно значительная. Она кроется и в отношениях автора к объектам изображения. Задача сатиры - обличать зло, вызывать насмешку, презрение к изображаемому. Она смеется и вместе с тем издевается над объектом, над уродливым явлением жизни. Недаром Гоголь видел назначение общественной комедии в обличении презренного в человеке и писал по этому поводу: «Предмет комедии и вообще сатиры - не достоинство человека, а «презренное в человеке»; для него «Ревизор» был «сборным местом», из разных углов России «стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее - произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого».