Истинный вдохновитель

 Еще в одной из самых ранних своих комедий, в «Обольстителе Колобашкинс», он смело пользовался гротеском и фантасмагорией, умело связывал реальность с вымыслом и фантазией. От этой комедии идут прямые нити к «Беседам с Сократом» (1976), притче-трагедии о Сократе, страдающем и несломленном, считавшем истину превыше всего, ценившем в человеке честь и простоту; к его пьесам - «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина» и «Продолжение Дон Жуана» (обе - 1979), и, наконец, этот цикл завершает сатирическая трагикомедия «Театр времен Нерона и Сенеки» («Современная драматургия». 1982).

Во всех пьесах «исторического цикла» Э. Радзииский выступает талантливым театральным писателем. Непреодолимая сила его воображения, импровизаторский дар делают его пьесы необычными по ритмам, формам, сюжетным перипетиям. Тематика его «исторических» пьес о Сократе, Лунине, Нероне и Сенеке, как правило, переступает пределы реальной эпохи. Легенды, сюжеты, версии получают современную концепцию и окраску. Ситуации говорят о вещах серьезных, отстаивающих гуманизм и прогрессивные идеи века.

Пьесы Радзинского - это жанровые смеси, полные драматизма, экстремальных ситуаций, по своей доминанте трагикомедии, смело использующие трагический гротеск (что-то булгаковское есть в его пьесах). «Продолжение Дон Жуана» драматург назвал по жанру - «гротеск». Действительно, здесь все подается через фантастическое и гротескное, и все имеет под собой реальную почву.

В «Лунине» его интересует вечная тема - личность и общество. Его герой - декабрист, задира и воин - отстаивает свое право на свободу, на индивидуальный духовный мир. И в этом стремлении он бескомпромиссен.

Лунин мог избежать тюрьмы. К тому времени он покинул тайное общество, но он не мог предать товарищей и общее дело. «Пришли дни расплаты, и место твое на Голгофе»,- скажет он себе. Он решил пройти весь путь страданий и лишений, поселиться в этом аду и заслужить судьбой своей право рассказать о них истину. И он писал, в каких бы условиях ни находился. Писал письма, публицистические произведения. Выл судим вторично. Последние годы своей жизни он находился в Акатуе, в «тюрьме, страшней которой нет в России». И ни разу не унизил себя жалобой или просьбой.

© 2008-2019 bestcourses.ru