Исследователь творчества Булгакова

Исследователь творчества Булгакова высказывает такую мысль: через два года после написания «Багрового острова» и постановки этой пьесы в Камерном театре Маяковский выступил с «Баней», а Вс. Вишневский с пьесой «Последний, решительный». «И в «Бане», и в «Последнем, решительном»,- пишет К. Рудницкий,- сложившаяся на театре ситуация атаковалась не менее резко и смело, чем в пьесе Булгакова, причем Маяковский и Вишневский воспользовались тем же приемом «монументальной пародии», воспроизводя и высмеивая отжившие сценические формы. Стоит сопоставить пародийные сцены в «Последнем, решительном» и монолог режиссера в «Бане» («Станьте сюда, товарищ капитал... Танцуйте над всеми с видом классового господства... Воображаемые рабочие массы, восстаньте символически!.. Ставьте якобы рабочие ноги на якобы свергнутый якобы капитал» и т.п.) с «идеологической» деятельностью режиссера в «Багровом острове», сравнить Победоносикова и Савву Лукича, чтобы убедиться в том, что и Маяковский, и Вишневский, и Булгаков были одушевлены общей яростью, ненавистью к псевдополитической «вампуке», к опошленной и профанированной «агитке», к глупому и капризному произволу облеченных властью пустозвонов и невежественных «законодателей» эстетических вкусов» .

Право же, наступило время реабилитировать сатирическую пародию Булгакова «Багровый остров».

Пьеса «Адам и Ева» написана в 1931 году, в пору неутихающей полемики вокруг Булгакова. На сцене МХАТ возобновили «Дни Турбиных», и на писателя снова обрушилась критика. На этот раз драму резко критиковал Вс. Вишневский, открыто намекавший на враждебный смысл пьесы, на ее связь с вредителями «рамзинского» толка («Все смотрят пьесу, покачивая головами,- писал Вишневский,- и вспоминают рамзинское дело») .

«Адам и Ева» отличается от других булгаковских пьес своей публицистической, антивоенной заостренностью.

© 2008-2019 bestcourses.ru