Гоголевский "Ревизор"

И провалилась, ее не приняли ни зритель, ни критика. Рецензент «Экрана» писал: «Безвкусный, ворованный, накостный спектакль, составленный из кусочков чужого творчества, сдобренный неостроумными ходячими и вялыми анекдотами о сокращенных советских учреждениях» .

Между тем все выходило не так, как писал Еф. Зозуля. Да, Д.Смолин механически перенес ситуацию «Ревизора» на советскую почву, да, спектакль в Гостекомдра-ме был, по общему мнению, безвкусным и вызывающе плохим. Но пьеса Смолина, по свидетельству некоторых критиков, была не так плоха. Так, скажем, Луначарский отмечал, что новый театр открылся «недурным фарсом тов. Смолина. Конечно, надо было его открыть чем-то другим, но все-таки пьеска сама по себе веселая и неглупая. Но вот ее преподносит в ультра футуристическом одеянии тов. Экстер - и все погибло».

Еще решительнее пьесу «Товарищ Хлестаков» похвалил рецензент «Правды»: «Это ядовитая, подчас весьма остроумная и меткая сатира на хлестаковщину в ее новых проявлениях и тинах. Написана для «советских служащих». «Написана местами не плохо». Но тут же выясняется, что похвала эта совсем не похвала. «Если бы выбросить второе и третье действия да уплотнить,- получилась бы недурная вещь для Теревсата или «Летучей мыши».

Конечно же, пьесу Д.Смолина «Товарищ Хлестаков» принять за творческую драматургию нельзя. Но для того времени, когда советская комедиография только что нарождалась, эта пьеса представляла интерес как лабораторное и экспериментальное явление. Первая проба писать но Гоголю, оживить сюжет о Хлестакове, привести его в советское учреждение и показать, каково же оно. Я нахожу в этом что-то забавное и достойное внимания. Вот как строилась эта вещь - одна из первых сатирических комедий на советской сцене. Хлестаков - уполномоченный из центра, Осип - его агент по поручениям, Мария Антоновна - машинистка, Анна Андреевна - регистраторша, Лука Лукич - спец по Наробразу, Земляника - спец но собесу и т.п.

© 2008-2019 bestcourses.ru