Годы критики

Трибуна Первого съезда писателей - серьезная, потому не стоит преуменьшать того, как глубоко и продолжительно было влияние на критику и на практику драматургов и на теорию сатиры и комедии мыслей В. Киршона.

В 30-е годы и в послевоенное время проблематика сатиры и сатирической комедии не снимается с повестки дня. Печатаются статьи, проводятся дискуссии о сатире, но комедии сатирического плана появляются редко. Догматические суждения о сатирическом, преследование остробичующих произведений наносили ощутимый вред нашему искусству на разных этапах его развития. Судьбы некоторых писателей и их сатирических пьес полны драматизма.

Многие годы в нашей критике жанр комедии, особенно сатирической, считался чуть ли не опасным, его обходили, как заминированный участок, неизвестно, каким досужим сапером отмеченный: «Осторожно! Можно взорваться!» И этого участка побаивались и критики, и театры, и драматурги. Или делали вид, что у нас не существовала и не существует умная и бичующая людские недостатки комедия.

В нашей истории литературы имя драматурга Александра Копкова, ярославца по происхождению, окружено загадками. В 1932 году он выступил с необычайно талантливой «фантастической» комедией «Слон», написанной в духе комического балагана и продолжавшей традиции Сухово-Кобылина и Щедрина. Имя это исчезло с литературного горизонта, хотя в 1940 году на «Показе искусства города Ленинграда» в Москве Большой драматический театр имени М. Горького (БДТ) играл драму А. Копкова «Царь Потоп». Погиб Копков во время войны, в блокадном Ленинграде. Пьесу «Слон» автор посылал М. Горькому, известен отзыв на нее Горького. «Я думаю,- писал Горький,- что люди, которые считают Вас человеком способным к литературной работе,- не ошибаются. Вы написали простым хорошим языком интересную пьесу...»

© 2008-2019 bestcourses.ru