Герой трагический,

Виноват ли он во всем этом? Да, виноват. Он осознаёт свои ошибки и свою вину, но у него не хватило ни воли, ни душевных сил, чтобы преодолеть себя. Он оказался слаб духом. И здесь, в этом нравственном аспекте, Зилов - герой трагический, обладающий комплексом трагической вины, загнанный дружками в мышеловку.

Однако есть в характере Зилова и аспект иного, уже сатирического плана. Он - человек без духовного и гражданского стержня, потерявший ориентир в жизни, примирившийся с бездельем, с существованием завсегдатая «Незабудки».

Вампиловым создается характер, строящийся на скрещениях резких контрастных линий, характер многосложный, в котором воплощаются любовь и боль автора, осуждение и сострадание. Мы отвыкли в драматургии от такого рода художественных типов, а ведь именно в таких «измерениях» и создавали свои типические характеры А. Чехов и М. Горький. Молодой Вампилов, проторивший новые дороги в будущий день нашей драматической литературы, исходил из этих неумирающих традиций, когда писал «Утиную охоту».

К «Утиной охоте» Вампилова МХАТ шел долго, вынашивая замысел, проверяя его, накапливая опыт. Ефремов заявляет, что для нынешней труппы «Утиная охота» так же важна, как «Чайка» для художественников в 1898 году. У Вампилова легко наблюдаемы чеховские мотивы, поэтому не случайно, что «Утиная охота» в МХАТ появляется после «Иванова», а в Зилове режиссура усматривает схожесть с чеховским Ивановым.

Тут заложены пути и к разгадке характера Зилова. МХАТ стремится понять, как все это произошло? Почему не состоялась утиная охота? И капли дождя печально стекают по елочной ветке, запрятанной в целлофановый мешок, нависший над сценой: образ отчужденной, забытой в городской жизни природы (сценограф Д. Боровский). Ресторанные столики бегут рядами ввысь, врезаются в небо где-то вдали, где летают утки и стоит умиротворяющая тишина. А здесь, среди столиков, кипит жизнь, убивающая человеческую душу, ищутся ответы на вопросы: «Для чего ты живешь?»