Функции приема "эффекта присутствия"

А оно началось разговором с Димой в самом начале пьесы и завершилось последней фразой, произнесенной по телефону Зиловым: «Да, хочу на охоту... Выезжаешь?.. Я готов...»

У этого реального плана есть своя драматургия, своя композиция. После каждого воспоминания автор возвращает героя к тому утру, с которого все началось. Завершилось первое воспоминание, и Зилов разыскивает своих дружков - Саяпина, Кузакова, не находит. «Работнички!» - произносит Зилов. После второго воспоминания Зилов по телефону кокетничает с девушкой из бюро погоды. После третьего он начинает вспоминать, что было вчера, говорит, что остался одиноким, и т. д.

Этот план выполняет функции приема «эффекта присутствия», сближает Зилова со зрителем, делает его человеком сиюминутно присутствующим, живущим, как все мы, повседневными делами, радостями и огорчениями.

Второй план - условно-метафорический - образуют воспоминания, шесть картин в прожитой Зиловым жизни, шесть степеней проникновения в его душу, в сознание, в психологию. Воспоминания, как и у Булгакова в «Беге»,- это своеобразные новеллы, рассказанные в диалогической форме, в них-то главным образом и развиваются драма героя, вамииловские «провинциальные анекдоты». Думается, что следует здесь кратко охарактеризовать эти воспоминания, ставшие главным структурообразующим элементом в «Утиной охоте».

Воспоминание первое. В кафе «Незабудка» Зилов с Саяпиным ожидают своего начальника Кушака пообедать. Зилов получил квартиру и сегодня вечером устраивает новоселье. А сейчас - легкая товарищеская встреча, «представление» автором персонажей. Вера - приятельница Зилова - сразу приглянулась Кушаку, и это заметил Зилов; он приглашает ее на новоселье, «сводит» с Кушаком, у того жена уехала отдыхать, он свободен. Может развлечься.

Вечером - новоселье у Зиловых. Подарки. «Подарите мне остров»,- шутит Зилов, а Вера переводит это на свой язык: «Подарите ему женщин». Острят, веселятся.

© 2008-2019 bestcourses.ru